Бухгалтерская отчетность – это набор установленных форм, которые характеризуют финансово-экономическое состояние субъекта. Когда речь идет об отчетности, то почему-то многие вспоминают только баланс. Конечно, это одна из основных форм. Она представляет пользователю информацию об активах фирмы, ее капитале, обязательствах, инвестициях. Помимо баланса, еще есть несколько строго заданных форм (о них будет сказано далее).
В любом случае, любые разновидности бухгалтерской отчетности должны быть достоверными, то есть соответствовать настоящему положению дел в бизнесе. При этом главная цель проверки отчета – либо подтвердить, либо опровергнуть такую достоверность.
Что такое бухгалтерская отчетность?
Бухгалтерская отчетность – это совокупность документальных форм, содержащих информацию о финансовом состоянии фирмы, необходимая для принятия правильных управленческих решений внутренними и внешними пользователями.
Ознакомиться более детально с особенностями бухгалтерской отчетности можно в текущем законодательстве этой сферы («О ведении бухгалтерского учета»). Там же и представлен список тех форм, которые входят в документацию. Представлены они в виде:
- баланса в бухгалтерии;
- отчета о финансовых результатах;
- отчета о любых изменениях капитала;
- отчета о движении финансов;
- пояснений к балансу, а также другим вариантам доклада.
Кроме того, существует еще один документ — отчет о целевом пользовании средствами. Он составляется только некоммерческими организациями. Другие предприятия подавать его не должны. Также стоит отметить, что это полный список всех форм. Но порядок представления документации зависит еще и от организационно-правовой формы бизнеса. Например, представители малого бизнеса имеют возможность подавать ее по упрощенной форме.
Отчетность может быть двух видов:
- промежуточная, которая составляется по итогу месяца, квартала, полугодия и т.д. Предприятие самостоятельно в Приказе об учетной политике утверждает частоту составления промежуточной бухгалтерской отчетности;
- заключительная или годовая отчетность. Ее составляют все предприятия по итогу года. Во время этого в документации за один год содержатся данные, которые соответствуют состоянию на конец нынешнего периода, а также состоянию на конец предшествующего периода.
Критерии проверки
Во время аудита бухгалтерской отчетности выделяют несколько критериев, на соответствие которым проверяют отчетную документацию:
- критерий существования. Предполагается, что если актив отражен в форме, следовательно, его применяют на предприятии;
- критерий права и обязательства. Предполагает, что в отчетностях показаны только те активы и условия, которые уже на законных правах принадлежат компании. Например, если здание находится на стадии покупки, то его первоначальная стоимость (стоимость покупки плюс дополнительные расходы) еще не может отражаться в документах;
- критерий возникновения. Свидетельствует о том, что на проверяемом предприятии произошли некие события и хозяйственные операции, которые и повлекли к результатам, отраженным в отчетных формах;
- критерий полноты. В отчете должна полностью отражаться вся информация об объекте. Это предполагает, что у компании отсутствуют определенные обязательства. Именно они, как правило, не отображаются в учете;
- критерий стоимостной оценки. Предполагается, что баланс отображает все активы и обязательства лишь по справедливой стоимости. Кроме того, сама справедливая стоимость определена согласно утвержденным стандартам и нормативно-правовым документам РФ, международным стандартам;
- критерий измерения. Предполагает, что хозяйственные процессы показаны с учетом того, какой результат они принесли для компании;
- критерий представлений и раскрытия. Вся отчетность представляет пользователю ту информацию, которую требует законодательство. Невозможно не отражать какие-то данные и сведения, которые обязательно должны присутствовать в бумагах.
Задачи проверки на достоверность
Основная задача проверки отчета преследует цель – подтвердить либо же, наоборот, опровергнуть достоверность той информации, которая представлена в документации и характеризует финансово-хозяйственное состояние предприятие. И чтобы достичь такой миссии, перед аудитором постают и другие задачи:
- проверка корректности заполнения установленных форм отчетности. Нужно узнать, правильно и в полном ли объеме указанные реквизиты предприятия, все ли графы заполнены, нет ли ошибок. То есть задача визуального контроля отчетности;
- проверка соответствия показателей, указанных в документации (на начало периода по отчетам), с теми, которые были указаны в предыдущих вариантах отчетности за другие периоды. В идеале данные, имеющиеся на конец декабря предыдущего года, должны отвечать показателям на начало отчетного времени текущего периода;
- проверка на соответствие и взаимосвязь данных, имеющихся во всех формах отчетов по бухгалтерии. Они должны коррелировать между собой и дополнять друг друга. В противоположном случае имеет место либо ошибка, либо желание исказить корректную и актуальную информацию;
- проверка соответствия между информацией в бухгалтерской отчетности, и информацией, представленной в налоговых декларациях.
Какие компании составляют бухгалтерскую отчетность?
Отчетность в бухгалтерии формируют все предприятия, вне зависимости от организационно-правового метода, сферы деятельности, масштабов работы. Например, подавать документацию должны как ООО, так и акционерные предприятия.
В качестве исключения могут послужить индивидуальные предприниматели, которые освобождены от необходимости составлять отчеты.
Технические ошибки при составлении бухгалтерской отчетности
Техническая ошибка – эта та ошибка, которая не искажает показатели документа. Она допущена по незнанию или за счет обычного человеческого фактора: описка, опечатка, не заполнение каких-то реквизитов в шапке документа и т.д.
Наиболее частые технические ошибки:
- Неправильное название предприятия. Именно это считается самой популярной ошибкой при подаче бухгалтерской отчетности. Название предприятия должно быть полным, соответствовать учредительным бумагам. Нельзя указывать его сокращенно.
- Любую отчетность требуется датировать одной датой. Нельзя указывать разную дату, если документы составлялись в разные дни.
- На отчетности обязательно необходимо ставить печать организации. Это законодательно установленное правило.
- Указывать требуется только актуальные ОКОПФ и ОКВЭД.
Методологические ошибки при составлении бухгалтерской отчетности
Методологические ошибки, конечно же, могут быть разнообразного плана. Кто-то только начинает работать бухгалтером и не умеет правильно разносить и классифицировать статьи баланса. Кто-то делает это целенаправленно, чтобы исказить отчетность.
Можно выделить такие методологические ошибки:
- неверное отражение краткосрочных и долгосрочных показателей активов и пассивов. Как пример, неправильное включение краткосрочного кредита, который каждый год пролонгируется, в долгосрочные обязательства компании. Это неправильно. Договор с банком подписывается на 12 месяцев кредитования. Следовательно, сразу компания должна отражать такой займ в краткосрочных обязательствах. Когда приходит срок погашения, просто заключается новый договор и получается новый краткосрочный кредит.
- Не представление в бухгалтерской отчетности резерва по сомнительным долгам. Понятно, что если такого резерва нет, то и отражать в отчетности его невозможно. Это законодательное нарушение. Сейчас существует требование о необходимости обязательно создавать резерв сомнительных долгов.
- Отсутствие оценочного обязательства по отпускам. Согласно ПБУ 8/2010 организация обязана формировать оценочное обязательство по оплате отпусков, которые не были использованы работником. Предприятиям предоставлена возможность самостоятельно формировать особенности того, как это обязательство будет оценено. Главное, чтобы это была реальная величина расходов, которой будет достаточно для погашения такого обязательства.
Рекомендации по составлению бухгалтерской отчетности
Если хотите уметь во всем разбираться, изучите действующие Международные стандарты аудита, а также другие, не менее важные нормы и законы. Рекомендаций существует много. Главное – минимизировать ошибки и искажение информации.
Формы бухгалтерского отчета и баланса
Если более точно рассуждать в формулировках и систематизировании отчетности, то она подразделяется на несколько форм:
- Бухгалтерский баланс.
- Отчеты о финансовых итогах.
- Приложения о фин. результатах.
А все остальные формы, как правило, классифицируются в качестве дополнений к документации. Среди них выделяют уже следующие виды отчетов: о внесении правок в капитал, движении финансовых сумм, а также об их применении.
Именно такая классификация утверждена в текущем законодательстве. При этом интересно следующее: все Пояснения предприятие имеет возможность составлять как в табличной, так и текстовой форме или синтезировать оба формата представления информации. Отчет о финансовых результатах должен быть составлен в табличной форме (есть установленный бланк).
Какая информация подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности?
Как правило, вопросов о заполнении баланса и выписки о результатах, не возникает. Есть утвержденный бланк, информация, с помощью которой нужно их заполнять. Пользователей больше волнует вопрос о том, какие именно запросы разрешается раскрывать в Пояснениях?
И далее список запросов к сведениям, которые точно обязаны содержаться в документе:
- какие способы амортизации используются при расчетах на каждую категорию средств;
- какие первоначальные расценки главных средств и величина накопленной амортизации за год (дополнительно рассчитывается балансовая цена актива и, конечно же, остаточная);
- информация о средствах, которые поступили и выбыли;
- сведения о применяемых способах оценки основных средств.
Последствия за нарушения требований
Есть мнение, что в качестве бухгалтерской отчетности служат документы, которые следует подавать в ФНС, и не важно, в каком виде, ведь по факту они не являются бумагами для выполнения налогового контроля. Но это заблуждение. Ответственность есть. Ее степень зависит от того, первичным или вторичным является нарушение, грубым или нет.
Виды ответственности:
- для должностного лица при грубом первичном нарушении ответственность административная. Предполагает штраф от 5000 до 10 000 руб.;
- при повторном нарушении сумма взыскания уже увеличивается от 10 000 до 20 000 руб. Также могут лишить права занимать соответствующие должности сроком до 2 лет.
Напоминаем, что с текущего года подавать документацию по бухгалтерии в Росстат не нужно.