Многие участники электронной коммерции сейчас занимаются продажей товаров на маркетплейсах. Миллионылюдей в нашей стране заказывают разнообразную продукцию на Ozon, Wildberries и других топовых площадках. Профессиональные специалисты компании AUDSTON предлагают подробно разобраться, каким образом должен вестись бухучет на маркетплейсах, как правильно и быстро оформляют бухгалтерские документы и многие другие важные нюансы. Итак, погнали!
Масштабирование малого торгового бизнеса на онлайн-площадках является яркой тенденцией последних лет. Но многие бухгалтеры, которые ранее работали лишь с документацией оффлайн-торговли, часто не знают все тонкости учёта продаж на маркетплейсах. В данном случае бухучёт требует использования поэтапного подхода, который позволяет формировать идеальные условия ведения бухгалтерии любых типов готового бизнеса.
Сразу отметим, что физические лица не могут сотрудничать с маркетплейсами – для торговли бизнесменам нужно официально регистрировать ООО или ИП, также можно становиться самозанятым плательщиком НПД. Отметим, что юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять продажу любых товаров, тогда как самозанятости подходит для реализации продукции исключительно собственного производства. Такой плательщик НПД не может нанимать сотрудников, а общий годовой объём доходов здесь должен быть не более 2.4 миллионов рублей.
Если вы уже занимаетесь бизнесом как ИП либо ООО, то действующий правовой режим подходит не всегда – предприниматели должны подстраивать бизнес под осуществление онлайн-продаж. Это обеспечит снижение суммы отчислений в госбюджет, упростит ведение бухгалтерского учёта и сдачу налоговой отчётности.
Продавцы могут сотрудничать с маркетплейсами на основании разных видов договоров:
При использовании комиссионных договоров права собственности на товары сохраняются за продавцами до того момента, пока конечные покупатели не произведут оплату за них. В случае с договором об оказании услуг товары обычно передаются на ответственное хранение и отгружаются покупателю, при этом перевод прав собственности не происходит. Только когда продукция будет получена покупателем, происходит оформление реализации отгруженных изделий или материалов.
Из-за различий в системах работы торговых платформ и переходе прав собственности на продукцию по различным договорам в разные периоды времени также отличается бухгалтерская проводка, требования по отражению проведённых платежей и других банковских операций в приложении 1С:Бухгалтерия.
Для реализации продуктов на маркетплейсах индивидуальные предприниматели или юрлица имеют возможность выбрать два варианта налогообложения:
Отметим, что при регистрации ООО либо ИП в налоговой службе автоматически присвоится ОСНО. Для перевода на УСН нужно подготовить и оставить специальную заявку.
Многие продавцы желают попробовать торговать на маркетплейсах, используя для налогообложения ПСН либо АУСН. Эти методы имеют низкие процентные ставки и отсутствие необходимости оформлять бухгалтерскую отчётность. Но нужно учесть, что такие правовые формы не подходят для онлайн-торговли.
ПСН предназначена лишь для офлайн-бизнеса. Технически вы можете зарегистрировать на сайте маркетплейса профиль магазина, но его можно будет применять лишь для рекламы и рассылки с призывами купить товары по реальному адресу, иначе это нарушение положения ст. 346.43 Налогового кодекса РФ.
Если взять АУСН, то эту систему выделяет целый список ограничений для компаний, в частности, запрет на работу по агентскому или комиссионному договору. Любой крупный онлайн-ритейлер попадает в группу агентов. Если предприниматели заключат агентские договоры с автоматизированной упрощёнкой, это станет нарушением пп. 1 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса России.
Рассказываем и показываем инструкцию, как рассчитывать налоги и заполнять декларации отдельно по каждому виду операций при ведении бухгалтерии на маркетплейсах.
Начало торговой деятельности требует заключения договора с торговой платформой (принятия оферты). Первым этапом является отражение поступления (приемки) продукции с занесением данных в учётную базу. Чем раньше приступить к товарному учёту, тем легче потом разобраться с пересортицей или недостачами. Поэтому сначала рекомендуем узнать, как выглядит эта процедура.
После приёмки поставки предприниматели берут накладные от поставщиков. В этих бумажных или электронных документах должна быть указана следующая информация:
Бухгалтеры обязательно проверяют наличие необходимой документации (УПД, ГТД, инвойсы, счета-фактуры). Также нужна проверка наличия сертификата, гарантийного талона и иных разрешительных документов.
После поступления товаров на склад в учётную базу должны вноситься основные данные: цена, количество единиц, поставщик, реквизиты счетов-фактур и пр. Важно, чтобы фактическое число изделий и указанное в УПД значение совпадали.
Во избежание ошибок с товарным учётом перед отправкой документов кладовщики или предприниматели проверяли и подписывали их. Это позволит подтверждать фактическое поступление на склад указанного количества товаров. Накладные можно запрашивать у поставщиков в электронном формате для автоматизации подгрузки номенклатуры и данных о поступившей продукции. В этом случае вам нужно лишь проверять и нажимать кнопку «Принять».
После принятия, проведения через учётную базу и поступления товаров на склад нужно фиксировать их перемещение. Здесь важно учесть, по каким схемам вы работаете с маркетплейсом по конкретным продуктам. Это влияет на проведение и постановку учёта, например, с 45 счётом «Отгруженный товар» (изделия, переданные на склад торговой площадки, отражаются только так, ведь фактически они ещё не считаются проданными) либо без 45 счёта (с точки зрения склада и т. д.). В последнем случае операции фиксируются проводкой: «Дебет 45 – Кредит 41 (использование 43 счёта при продаже товаров собственного производства) – передачей продукта агенту».
Важно! При перемещении изделий на склад маркетплейса или отправке покупателям важно создавать в программе соответствующую документацию о движении (документ о передаче при отсутствии перехода прав собственности).
На следующей стадии продавец реализует товар с помощью маркетплейса, отражает выручку в учёте по отчётам комиссионера (торговой площадки), в редких случаях – по выставленным УПД. Для обработки выручки от продаж и внесения записи в учётную систему на помощь приходит следующая команда: «Дебет 76.02 либо 62.01 – Кредит 90.01». При наличии НДС его также автоматически начисляют с помощью проводки: «Дебет 90.03 – Кредит 68.02». При отражении выручки в учётной базе фиксируется списание стоимости проданных и ранее переданных товаров с использованием команды: «Дебет 90.02 – Кредит 45».
Для учёта у принципала используется счёт 76, предназначенный для операций с посредниками. Причем для расчётов с контрагентами (комиссионерами) желательно применять один субсчёт, а для расчёта по вознаграждению – другой. Но также можно использовать «штатный» счёт 76.09 – это больше влияет на детализацию бухучёта.
Числовые или буквенные значения субсчётов можно задавать самостоятельно (например, 76 субсчёт 02, счёт 76.М).
Чтобы зафиксировать вознаграждение, применяется проводка: «Дебет 44 – Кредит 76.01». При наличии НДС начисление осуществляется с помощью команды: «Дебет 19 – Кредит 76.01». Для отражения удержания вознаграждения контрагента из выручки за проданные товары проводится зачёт: «Дебет 76.01 – Кредит 76.02». При этом задолженность торговой площадки за реализованную продукцию уменьшается на размер взимаемой комиссии. Для фиксации прихода денег от комиссионера в бухучёте используют проводку: «Дебет 51 – Кредит 76.02».
Маркетплейсы могут предоставлять множество дополнительных услуг (доставка товаров, реклама, ответственное хранение и т. д.) – обычно на них выставляются отдельные документы. В таких случаях в учётной системе выполняется та же команда, что и при агентском вознаграждении: «Дебет 44 – Кредит 76.01» – но фиксация происходит не по отчёту агента, а по иному документу (УПД, акт выполнения работ и пр.). При наличии НДС делается проводка: «Дебет 19 – Кредит 76.01».
Товары, реализуемые на маркетплейсах, могут возвращаться по ряду причин:
В последнем случае корректировка зависит от даты возврата в календарном году. Если новую продукцию вернули в том же месяце и году, когда была осуществлена продажа, то для фиксации операции используется команда: «Дебет 76.02 либо 62.01 –Кредит 90.01» – в такой проводке отражается «минусовая» сумма, т. е. проводится «сторно» и корректируется выручка по возвращённой продукции. Основанием служат отчётные выписки маркетплейса и справки бухгалтеров.
Операцию для начисления НДС тоже требуется корректировать. Для этого в учёте делается проводка на нужную «минусовую» сумму: «Дебет 90.03 – Кредит 68.02» – эта команда скорректирует ранее начисленную сумму НДС по возвращённым изделиям, исходя из бухгалтерской справки.
После возврата купленного продукта очень важно изменить себестоимость путём команды: «Дебет 90.02 – Кредит 45» – при этом берут списанную ранее сумму, но лишь «минусовую» (операция «сторно»). После этого фиксируется возврат с «перемещением» от склада комиссионера на склад продавца. Для этой цели используют проводку: «Дебет 41 – Кредит 45» на основании накладной от маркетплейса.
Деньги за возвращённую продукцию покупатель получает от торговой площадки. По этой причине у селлера возникают задолженности перед контрагентом по возвращённым товарам, вследствие чего происходит перечисление денежных средств интернет-платформе или удерживание из имеющейся выручки. Для этого в учётной базе фиксируется следующая команда: «Дебет 76.02 – Кредит 51» – здесь используется субсчёт для расчётов с маркетплейсом за проданную продукцию.
Если кассовый чек датирован в конце календарного года, а возврат реализованного товара оформлен уже в следующем году, то важно зафиксировать выявление убытка прошлых лет. В данном случае для проводки используется счёт 91. Это требование регламентировано в п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99.
Для отражения операции по возврату «прошлогоднего» продукта нужно выполнить в учётной базе следующие команды:
Надеемся, что наша статья помогла ответить на вопросы касательно бухгалтерии маркетплейсов. Если же вы не можете самостоятельно разобраться с ведением бухгалтерской отчётности, рекомендуем обратиться за помощью к специалистам. Компания AUDSTON оказывает профессиональные услуги бухгалтерского аутсорсинга в Москве, предоставляя всестороннюю поддержку клиентов. Персональные менеджеры всегда готовы бесплатно предоставить консультацию и поделиться своим опытом. Также специалисты могут взять на себя все обязанности по ведению бухгалтерии продавцов на маркетплейсах «под ключ», а также по ведению учета ВЭД.
Позвоните менеджерам по телефону на странице контактов или оставьте запрос на обратный звонок через онлайн-форму.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
График работы:
понедельник - пятница с 9.00 до 19.00
Если у вас есть срочный вопрос, звоните нам по телефону:
+7 (495) 278-11-43По промокоду Welcome